В период с апреля по декабрь 2023 года специалистами ООО «Невская Энергетика» была успешно выполнена научно-исследовательской работы по теме «Актуализация Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Иркутска на период 2011 - 2015 гг. и с перспективой до 2025 года (актуализация на период 2019 - 2023 гг. и с перспективой до 2030 года)». Программа была утверждена комиссией по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Думы города Иркутска, а также утверждена на заседании Думы города Иркутска.
Специалистами ООО «Невская Энергеткиа» были проанализированы плановые показатели ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса г. Иркутска, а также прогнозы потребления и реализации услуг, в том числе определено изменение потребности в коммунальных услугах.
![](https://static.tildacdn.com/tild6439-3836-4836-a565-633063346565/22.png)
Рис. 1. Изменение потребления коммунальных услуг в г. Иркутск к 2030 году (в сравнении с 2022 г.)
В процессе выполнения научно-исследовательской работы специалисты ООО «Невская Энергетика» представили перечень ключевых мероприятий, предлагаемых к реализации в рамках исполнения программы:
• Реконструкция канализационных очистных сооружений;
• Строительство и реконструкция канализационных насосных станций;
• Строительство ВНС и магистральных водопроводов;
• Строительство пиковой водогрейной котельной;
• Реализация технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения: «Тепловая сеть от ТК-7Е по ул. Баррикад; Тепловая сеть от тепловой магистрали по ул. Баррикад до ТК 23д-25 со строительством НПС «Ядринцева»; НПС «Лисиха-2» (Произведена конкретизация объектов и объемов финансирования);
• Реконструкция и модернизация подстанций 35, 110 и 220 кВ и кабельных линий на территории города Иркутск (скорректирован перечень мероприятий);
• Строительство полигона ТКО (Произведена конкретизация объектов и объемов финансирования);
• Строительство новых и реконструкция существующих мусоросортировочных комплексов (Произведена конкретизация объектов и объемов финансирования).
Общая потребность финансирования для реализации Программы составляет около 80 млрд руб. Распределение по системам и источникам финансирования представлено на рисунке 2. Значительная часть средств планируется к направлению на системы теплоснабжения и водоотведения. В качестве основного (53%) источника финансирования выступают бюджеты различного уровня, включающие также субсидирование мероприятий за счет средств специальных казначейских кредитов, фонда национального благосостояния.
![](https://static.tildacdn.com/tild3539-3161-4666-b735-353935343035/33.png)
Рис. 2. Общая потребность финансирования для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Иркутска
На основе анализа тарифных последствий специалистами произведена оценка доступности коммунальных услуг для населения с учетом макроэкономических прогнозов развития Российской Федерации и г. Иркутска.
В целом, реализация настоящей Программы в соответствии со средними значениями критериев доступности для граждан платы за коммунальные услуги, согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 378, позволяет обеспечивать доступный, а по отдельным показателям высокий, уровень доступности коммунальных услуг.
Таким образом, в случае реализации программы и установления тарифов, рост которых не превышает индексы МЭР, программа является доступной.
![](https://static.tildacdn.com/tild6265-3931-4164-b734-623139363537/44.png)
Рис. 3. Динамика доступности коммунальных услуг для населения г. Иркутска при реализации Программы